Мумбаи (штат Махараштра)

В Мумбаи из Вадодары мы прилетели на самолете бюджетной авиакомпании "Jet Airways". Аэропорты в Индии являются полной противоположностью ж/д вокзалов. В них царит чистота, красота, прохлада и безопасность. Перелёт прошёл хорошо, всё было на уровне. Но всё-таки не обошлось без толики чисто индийского "безумия". Уже пройдя регистрацию (до вылета оставался почти час) мы решили прогуляться по залу ожидания и зависли в одной сувенирной лавке, разглядывая серебряные украшения. Пока жена выбирала какой из кулонов ей лучше купить, я чисто случайно посмотрел в сторону нашей стойки регистрации, где до этого сидело уже довольно много пассажиров, ожидающих посадку на наш рейс до Мумбаи, и увидел, что там нет вообще никого! А до посадки ещё было минимум полчаса. Мы конечно же тут бросились туда и на табло увидели объявление, что наш рейс теперь улетает уже с другого, соседнего гейта, и посадка уже вовсю идёт! И может я что-то неправильно понял, но так получалось что из двух эконом рейсов до Мумбаи, нашей авиакомпании и ещё одной, сделали один общий, по количеству пассажиров укомплектовав один самолёт :))). И в итоге мы улетели даже на 20 минут раньше нашего времени! Такое, наверное, возможно только в Индии! Это был ещё нам один хороший урок. Сначала поезд, опоздавший почти на 9 часов, теперь самолёт чуть не улетевший без нас раньше времени, тут реально надо иметь просто стальные нервы, или как это делают все индийцы расслабится и принять всё как есть. Это Индия детка :).

По численности населения Мумбаи пятый мегаполис в мире (около 22 миллионов человек). Он «забит» настолько, что стал первым в стране по количеству жителей и вторым в мире по плотности населения. Название города Мумбаи (иногда его произносят как Мумбай), на языке маратхи означает «мать» и происходит от имени индусской богини Мумба Деви. Но большинство жителей штата Махараштра по-прежнему продолжают именовать свою столицу Бомбеем. "Bom Bahai" - именно эти слова по преданию произнесли португальцы, высадившись здесь, и означало это - "Добрая гавань". Так появилось первое название города Бомбай, потом англичане переиначили на свой лад - Бомбей, и уже после обретения независимости город получил свое современное название - Мумбаи. Изначально Мумбаи был конгломерацией из 7 островов, которые со временем объединились и превратились в самый большой город Индии.

В Мумбаи мы остановились в трёх звёздочном отеле Airport International. Так как сюда мы прилетели всего на один день, то и отель выбирали в первую очередь ориентируясь на близость к аэропорту, чтобы на следующий день не ехать через весь город обратно. Хоть наш отель и находился всего в 5 минутах ходьбы от аэропорта, но ехать до него пришлось все равно на такси, за символические 100 рупий, так как прямого пути к нему нет. Но обратно в аэропорт нам уже организовали бесплатный трансфер из отеля.

Номер был очень просторный, уютный и что важно - тихий. Горячая вода, чистое бельё, чайник с кофе и печеньками, и само собой разумеется телевизор с кучей кабельных каналов. Будете в Индии обязательно посмотрите местное МузТв, клипы - огонь! Красота, сексуальность и мелодичность просто зашкаливает! Но времени у нас было катастрофически мало, поэтому в этот раз мы телевизор даже не включали. Быстро переодевшись, не теряя ни минуты, мы спустились на ресепшен и договорились насчет организацией экскурсии по городу. Буквально через 10 минут, наше такси уже подъехало за нами.

Нет, это не оно :))) Это единственный увиденный нами в Мумбаи и очень красивый тук-тук. Вообще по сравнению со всеми остальными городами Индии, здесь самый цивилизованный автопарк. Велорикшам и тук-тукам движение по центральным улицам города запрещено. Да и коров мы на нашем пути почти не встречали. Отличительной особенностью Мумбаи являются его знаменитые чёрно желтые такси «Амбассадор».

Ещё Мумбаи единственный большой город в Индии, где городские пейзажи (не считая знаменитых на весь мир трущоб) доставляют эстетическое удовольствие. Здесь то и дело ваш взгляд натыкается на роскошные здания колониальной эпохи и жилища миллионеров. Наш водитель-экскурсовод сразу повёз нас в район Колаба - один из главных туристических центров города. Здесь расположен порт и множество гостиниц, ресторанов и магазинов. И так как концентрация иностранцев здесь просто зашкаливает, то Болливудские агенты, именно здесь подыскивают белых для съемок в массовке. Об этом я читал ещё в первом томе "Шантарама" :)

Главной и наиболее многолюдной железнодорожной станцией города Мумбаи является вокзал Чхатрапати Шиваджи, названый так в честь индийского национального героя. В архитектуре здания перемешались викторианский и готический стили, при этом заметно и влияние национальной индийской культуры. Поэтому оно более походит на королевский дворец, чем на железнодорожную станцию и наравне с "Воротами Индии" является визитной карточкой города. Его стены украшают витражные окна, резные каменные бордюры, изящные колонны, высокие арки. Аккуратные башенки являются своеобразным обрамлением для центрального купола, вершина которого увенчана статуей женщины, символизирующей прогресс. В одной руке она держит факел, а в другой – колесо.

Чтобы почувствовать дух старого британского Бомбея, вам следует остановиться в самой известной 5-звездочной гостинице города, построенной еще в позапрошлом веке. О которой тоже очень много написано в "Шантараме" Грегори Дэвида Робертса. «Тадж-Махал» – это музей и отель в одном флаконе. Здесь останавливались известнейшие артисты и музыканты, политические деятели и члены королевских семей. Номера оформлены в индийском стиле, часть из них выходит на Аравийское море и Ворота Индии. На территории отеля работает несколько ресторанов, SPA, бассейн. Стоимость ночи начинается от $ 215.

Ворота в Индию открывают путь в сказочную страну морским путешественникам: эта памятная арка установлена над самой водой в гавани Мумбаи, в честь визита в Индию в 1911 году английского короля Георга V и королевы Марии. Ворота в Индию символичны, как и любая арка, и даже больше. Выстроенные, чтобы приветствовать английского короля, ворота позже стали последним, что увидели британские солдаты, покидая Индию. Когда страна отстояла свою независимость, солдаты, уходя, прошли в 1948 году под сводами этой 25 метровой арки.

От причала «Ворота Индии» отходит множество прогулочных морских трамвайчиков. На них можно отправиться в долгую водную прогулку на Элефантов остров со знаменитыми буддийскими пещерными храмам, или как сделали мы, выбрать короткий получасовой трип и полюбоваться со стороны моря на "Ворота Индии" которые великолепно смотрятся в комплексе с отелем Тадж-Махал на фоне современных небоскребов.

И конечно же, во время такой водной прогулки вам не удасться избежать пары-тройки фотоссесий с местными "фанатами" :)

После водной прогулки мы попросили нашего водителя отвезти нас на Marine Drive, и по дороге заехать в какую-нибудь кофейню с европейской едой. Любые деньги, пусть даже за фаст фуд, главное, чтобы он был не "спайси". К концу первой недели нашего путешествия мы уже смотреть не могли на чапати, роти, палак панир, дал, и все возможные тали... Уж насколько я люблю перчить, солить и приправлять все блюда, но в Индии с этим явный перебор (((.

Наш водитель сжалился над нами и отвёз нас в единственный во всём Мумбаи - Макдональдс. Несмотря на красовавшиеся в витрине награды, гамбургеров в нашем обычном понимании, мы там не нашли. Все меню было в основном веганское, из мясных бургеров только Махараджа Мак с курицей, в остальных сэндвичах и роллах мясная котлета заменена на овощную. Мы заказали по Махарадже с колой и картошкой фри. Мак на вкус оказался вполне съедобным, но все равно отдавал куркумой и пряностями. Но слава индийским богам, хотя бы не жег нас перечным огнём....

Дегустировали мы индийские биг маки непосредственно на променаде Marine Drive.

Marine Drive – 3,5-километровый бульвар на побережье залива Бэк (Back Bay). Самая дорогая улица Мумбаи, где расположены офисы крупнейших финансовых корпораций, дорогие особняки, 5-звездочные гостиницы, люксовые магазины, фешенебельные рестораны и бары. Мумбайцы предпочитают совершать по Marine Drive утренние пробежки, а вечерами встречать закат, усевшись на парапете. Это место для неспешных прогулок, знакомств и импровизированных концертов. Каждый настоящий поклонник легендарной группы Queen знает, что Фредди Меркьюри (настоящее имя Фаррух Булсара) провел свое детство в пригороде Бомбея, а излюбленным местом юного Фредди, была именно эта набережная.

Цены на недвижимость вдоль эспланады одни из самых высоких в Индии и занимают четвертое место в мире по стоимости за квадратный метр ($ 2100). Благодаря близости места жительства самых уважаемых людей Мумбаи, прогулка по Марина-драйв мало чем напоминает прогулку по обычным мумбайским улицам, тут чисто, тут спокойно, и даже транспорту в этом районе запрещено привычно по-индийски сигналить.

Marine Drive также известен как Queen's Necklace (колье королевы) потому что, если смотреть ночью с высокой точки любого места вдоль дороги, то можно увидеть, что уличные фонари напоминают нитку жемчуга, образуя ожерелье. Marine Drive также считается самым огромным в мире обзорным местом, которое может собирать гостей на любые мероприятия, происходящие вдоль променада.

Вдоволь нагулявшись по набережной Марин Драйв, мы в завершении нашего знакомства с Мумбаи, заглянули в знаменитое на весь мир (в основном конечно благодаря Шантараму) кафе "Леопольд".

Хотя в книге и интернете это заведение упоминается как ресторан, но "Леопольд" это самое обычное кафе. И кроме завышенных цен, как нам показалось, особо ничего достопримечательного там нет. Ну разве что в воздухе стоял очень яркий и стойкий запах марихуаны. Хотя и не такой яркий и стойкий как в кофеешопах Амстердама ;).

Хоть "Леопольд" и открыт ежедневно для посетителей с 1876 года, самым популярным заведением Бомбея кафе стало только в 2003 году, после выхода в свет знаменитого романа австралийского писателя Грегори Дэвида Робертса — «Шантарам».
И это несмотря на упоминания кафе "Леопольд" и его обслугу не в лучшем свете:

Если ты хочешь, чтобы тебя смешали с грязью, – заметила однажды Карла, то нигде этого не сделают с таким блеском, как в Леопольде.
Или вот еще одна цитата из книги:

- Ты знаешь, где находится «Леопольд»? – спросил я Прабакера, когда мы продолжали свой путь.
- О, да! Это замечательное, прекрасное место, бар «Леопольд»! Полный замечательных, прекрасных людей, очень, очень прекрасных. Все виды иностранцев там можно найти, все они делают там хороший бизнес. Сексуальный бизнес, наркотический, валютный, черно-рыночный, и с озорными картинками, и контрабандный, и паспортный и…
- О’кей, Прабакер, я понял.

Всем, кто собирается самостоятельно отправится в путешествии по Индии рекомендую прочитать этот увлекательнейший роман, основанный на реальных событиях. О человеке, сумевшем сохранить себя несмотря ни на что. О великой и загадочной стране Индия. Стране, где надо всем властвует сердце...

И конечно же попав в Индию, обязательно стоит посетить Мумбаи, самый крупный и богатый город в Индии, город где мощь и величие чувствуется в каждом здании, с одной из самых красивых набережных в мире.

А наше пребывание в Мумбаи подошло к концу и на следующее утро мы улетели в самый красивый и зелёный штат Индии - Кералу.

Перейти на страницу с рассказом об Алаппуже ( штат Керала).

Перейти на главную страницу сайта